Инцидент с чеченскими силовиками стал исключением для экзаменов на краповый берет
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Прохождение испытаний на краповый берет строго контролируется, провал на любом этапе означает провал всего экзамена, прокомментировали опрошенные "Кавказским узлом" эксперты претензии к сотрудникам Росгвардии из Чечни. Получить краповый берет престижно, но это неофициальное отличие, указали ветераны "Альфы" и ФСБ.
Что было потом: проверка показала, что драк на полигоне "Тамбукан" Росгвардии во время испытаний на краповые береты не было, с испытаний был снят родственник главы Чечни.с испытаний был снят родственник главы Чечни
"Кавказский узел" сообщал, что между сотрудниками Росгвардии во время марш-броска при сдаче нормативов на получение краповых беретов произошел конфликт. Бойцы "Витязя" заявили, что силовики из Чечни получили краповые береты, хотя были сняты с дистанции за обман - друзья подвозили их на машинах во время испытаний. По данным журналиста Александра Коца, возникла драка, которую пришлось разнимать лично начальнику Главного управления сил спецназначения Росгвардии Игорю Семиляку, а бойцы "Витязя", имеющие право ношения краповых беретов, в знак протеста перешли на уставные кепки. Однако официальный представитель Росгвардии Валерий Грибакин заверил, что не было ни драки, ни отказа от ношения краповых беретов, а при сдаче нормативов "победил сильнейший".
Глава Ассоциации подразделения специального назначения "Братство краповых беретов "Витязь" Сергей Лысюк указал, что ситуация требует спокойного и детального разбора. "Этим будут заниматься главные советы "краповых беретов" войск и военнослужащих запаса. Так и будет. По итогу дадим объективную оценку всему произошедшему", - пообещал он.
Получение крапового берета жестко контролируется большим количеством офицеров, специально выделяемых для наблюдения за сдачей экзамена, указал корреспонденту "Кавказского узла" почетный президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора "Альфа" Сергей Гончаров. "Берет получают только те, кто проходит все этапы. Получить берет в обход нормативов невозможно", - уверен он.
Рассматривать ситуацию и, в случае необходимости, отменять решение о вручении берета будет Совет краповых беретов во главе с Сергеем Лысюком, указал Гончаров. Никаких иных арбитражных органов, которые могли бы оспорить решение о вручении/невручении берета, не существует, отметил он. "Это как в боксерском поединке — победителя определяет только судья. Так было изначально, и эту систему разработал сам Сергей Лысюк", - подчеркнул Гончаров.
О специфике крапового берета как знака отличия и некоторых известных его обладателях можно прочитать в справке «Кавказского узла» "От Ельцина до Кадырова: самые известные обладатели краповых беретов".
Военный публицист Владислав Шурыгин исключил ситуацию, когда краповый берет выдается тому, кто не справился с испытанием. Он отметил, что экзамен на краповый берет изначально задумывался как сверхтяжелое испытание на выносливость, но включает не только марш-бросок, но и рукопашный бой. "Первый и самый главный этап – это марш-бросок. В полной экипировке люди должны пробежать, по-моему, 10 километров. После чего они сразу же должны сдать зачет по рукопашному бою: выдержать три поединка по две минуты. Любой сход с дистанции и выход из поединка перечеркивает шансы человека на получение крапового берета. Тот, кто не сдал экзамен, краповым беретом быть не может", - рассказал Шурыгин корреспонденту "Кавказского узла".
Он добавил, что если кого-то из участников марш-броска посадили на технику и провезли хотя бы 500 метров, то его должны были немедленно снять с дистанции.
Полковник ФСБ России в запасе, бывший депутат Госдумы Геннадий Гудков считает, что главные советы "краповых беретов" - это общественные организации ветеранов, которые могут вынести моральное осуждение. "Я полагаю, что они не могут ни наделять беретом, ни отнимать его", - заключил эксперт.
Он добавил, что оспорить отказ в присуждении крапового берета можно, обратившись к командованию. "Но я о таких случаях не слышал. В спецназе вообще довольно жестко относятся к тому, что кто-то начинает канючить: «Вот, мне не дали берет». Там все-таки важна не только сила, но и командный дух", - указал Геннадий Гудков корреспонденту "Кавказского узла".
Полковник полиции Амир Колов предположил, что какая-то часть соискателей краповых беретов считает главным испытанием рукопашный бой, а марш-бросок, наоборот, малозначительным. "Вероятно, такая мотивировка была у тех, кто решил «обойти» марш-бросок. Но с ситуацией надо разбираться. Почему возник конфликт, что важно для тех или других бойцов", - сказал Колов корреспонденту "Кавказского узла".
По данным главы Чечни Рамзана Кадырова, краповые береты получили семь чеченских спецназовцев, сдававших экзамен на Ставрополье. Пользователи соцсети призвали Кадырова ответить на претензии к сотрудникам Росгвардии из Чечни.
Краповый берет - знак принадлежности к неформальной элите Росгвардии
Никаких правил обращения с краповыми беретами нет, указал Владислав Шурыгин. "Это почетное звание, которое не является обязательным, общевойсковым. Для армии краповый берет не значит ничего. Краповый берет – это показатель, который раньше многое значил для внутренних войск, а теперь для Росгвардии. Это знак отличия для тех военнослужащих, что выдержали серьезный экзамен", - пояснил Шурыгин.
Он напомнил, что практика выдачи краповых беретов появились в последние годы существования СССР. "Придуман этот знак отличия был бывшим командиром группы «Витязь» дивизии внутренних войск имени Дзержинского и использовался поначалу только в этой дивизии. Но с середины 1990-х годов этот знак отличия был распространен на все внутренние войска. Любой служащий внутренних войск мог записаться на такое испытание, пройдя предварительный тест у себя в части и в округе. После чего его отправляли на сдачу экзамена. Ранее все экзамены сдавали в Москве. Затем, по мере появления краповых беретов в других частях внутренних войск по всей России, начали сдавать там. Экзамен, как правило, принимают те же самые «краповые береты», которые уже сдали экзамен и возглавляют местные ассоциации", - рассказал Шурыгин.
Практиковалось и присуждение "почетных" краповых беретов тем, кто соответствующих испытаний не проходил, добавил он. "Самый известный случай - это когда краповый берет напялили на [президента Бориса] Ельцина. Он в нем даже в полупьяном виде фотографировался. Было еще несколько десятков таких награждений краповыми беретами. Но они скорее вызывали вопросы, чем поддерживались", - подчеркнул Шурыгин.
В настоящее время краповый берет - это символ принадлежности к элите Росгвардии, символ особого братства, считает он. "Но какого-то другого важного смысла в иерархии профессиональных военных нет. Может быть, сейчас в Росгвардии есть какие-нибудь денежные надбавки за особую подготовку обладателям их, подобно тому, как в ВДВ есть прибавка к зарплате за прыжки с парашютом. Краповый берет - это знак престижа. Престижно, будучи росгвардейцем, обладать еще и краповым беретом, показывая свой высокий уровень подготовки и то, что ты прошел тяжелые испытания", - отметил Владислав Шурыгин.
Обладатели краповых беретов - первые кандидаты для отправки на трудные задания, спецоперации, отметил полковник полиции Амир Колов. "А участие в таких заданиях дает больше шансов для выслуги, получения наград. Я не знаю точно, дает ли обладание краповым беретом надбавки к зарплате само по себе", - отметил Колов. Он напомнил, что разработал критерии оценки получения краповых беретов Герой России Сергей Лысюк, который и руководил "Витязем" в последние советские годы.
Колов затруднился дать оценку отношению к чеченскому спецназу в других частях Росгвардии. "Но я не слышал о случаях, чтобы чеченский спецназ действовал в связке с другими российскими спецназами в каких-нибудь спецоперациях. Даже в Сирии они стояли отдельно, выполняли свои задачи отдельно. Разве что участвуют совместно с другими российскими командами в спортивных соревнованиях", - указал Амир Колов.
Краповый берет вводит получившего его в "ряды довольно элитного спецназа", отметил Геннадий Гудков. "Это довольно жесткая процедура, экзамен очень сложный (при том, что он добровольный), и далеко не все его проходят. Это посвящение на зрелость мастера. Если проводить аналоги со спортом — то это степень мастера спорта", - пояснил он. Чеченские спецназовцы в составе Росгвардии равны с другими, указал Гудков.
По словам Сергея Гончарова, краповый берет дает моральные привилегии. "Человек, имеющий краповый берет - это спецназовец, обладающий всеми навыками сотрудника спецназа. Это очень морально мотивирует", - пояснил он.
Краповые береты традиционно получают меньшинство участников испытаний, указал Сергей Гончаров. "В мое время из 100 офицеров-участников испытаний берет получали 10-15" - рассказал он.
По данным на сайте Росгвардии, в испытаниях на территории учебного центра "Тамбукан" участвовали 115 росгвардейцев, краповые береты получили 38 из них.
Почетный президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора "Альфа" не считает, что чеченские спецназовцы находятся на особом положении, но подчеркнул, что любые посягательства на привилегии по национальному признаку должны пресекаться.
источник: корреспонденты "Кавказского узла"
-
22 ноября 2024, 19:14
-
22 ноября 2024, 17:39
-
22 ноября 2024, 16:37
-
22 ноября 2024, 15:43
-
22 ноября 2024, 14:31
-
22 ноября 2024, 14:08