Внутренняя политика Армении на фоне отставки Пашиняна
Отставка Пашиняна
16 октября, как всем известно, Пашинян подал в отставку с поста премьер-министра Армении. Я думал, что это произойдет раньше, то есть 15 или даже еще раньше, но в общем-то разница в день-два несущественна. Пашинян подал в отставку, сделав заявление для официального государственного телевидения, но это же заявление транслировалось в прямом эфире в фейсбуке Пашиняна, где его посмотрели сотни тысяч человек.
В заявлении Пашинян несколько раз обратился к избирателям, поблагодарив их за поддержку, а также отметил, что его отставка носит исключительно формальный характер и обоснована необходимостью добиться смены власти. В остальном же он сохраняет рычаги контроля над ситуацией и особо никуда уходить не собирается. Еще одно важное заявление – что он не рассматривает какую-либо силу в Армении как своего врага и никого из политических деятелей он не видит в качестве врагов. В условиях революции такое заявление требует серьезных усилий.
Кадр из официального видео обращения
Опасения по голосованию в парламенте
У многих есть опасения относительно голосования в парламенте, поскольку они считают, что есть риск, что РПА вновь выступит против Пашиняна. Также возникает вопрос – а не обманут ли «Процветающая Армения» и «Дашнакцутюн», сделавшие заявления о том, что не будут препятствовать назначению выборов в декабре и выдвигать альтернативного кандидата, также они говорили, что в случае выдвижения таковых другими силами, они их не поддержат.
Но у многих остаются подозрения относительно того, что они могут поменять свое решение. Эти опасения можно понять – в течение последнего года обман стал нормой политической жизни. Серж Саргсян обманул народ, выдвинувшись на должность премьер-министра. Никол Пашинян обманул Карена Карапетяна, отказавшись с ним сотрудничать. «Процветающая Армения» обманула Пашиняна, когда, сохраняя коалицию, проголосовала фактически против Пашиняна в парламенте.
Поэтому сегодня ничьим обещаниям уже не доверяют. Более солидной гарантией является формальное обязательство, иначе говоря, документ с подписью и печатью. Такой документ есть у Пашиняна с «Процветающей Арменией». Позиции ППА вполне достаточно, чтобы не допустить проведения альтернативного кандидата. Еще более крепкой гарантией является физическая или техническая невозможность нарушения обещания. Оппозиционный правительству лагерь в парламенте на сегодня деморализован и больше не сможет организоваться для противодействия Пашиняну. За последние полгода такое происходило лишь два раза и, по всей вероятности, больше не произойдет. Многие депутаты де-факто вышли из состава РПА.
Все знают, каков сегодня рейтинг Пашиняна – он достигает примерно 90%, что означает, что нет поля для борьбы за власть, борьбу за власть Пашинян выиграл уже давно и остается только юридически это зафиксировать. Сегодня даже те, кто сильно сопротивлялись принятию реальности, это поняли.
Это означает, что рычагов влияния на ситуацию у них нет – и именно признанием этого факта является их объявление о том, что они не будут выдвигать альтернативного кандидата. Напоследок, надо учитывать еще один факт. Обещание, данное лично, в качестве физического лица или даже политического деятеля, гораздо легче нарушить, чем официальное заявление партии. Во втором случае обязательства берет на себя большая группа лиц, далеко не все из которых будут в случае чего готовы это обещание нарушить.
О политическом будущем РПА
Препятствовать Николу Пашиняну в проведении выборов РПА не сможет. Она уже признала, что не будет выдвигать альтернативного кандидата, хотя и не согласна с позицией Пашиняна о необходимости проведения досрочных выборов в декабре.
Заявления представителей РПА, в первую очередь, Шармазанова и Ашотяна, ее деятельность в последние две недели позволяют предположить, что она избрала путь оппозиционной борьбы, который рассчитан не на предстоящие выборы, а на более долгосрочный период. РПА критикует правительство со все более жестких позиций, что уже показывает то направление, в котором они собираются действовать. По всей видимости, они считают, что в прошлом стали жертвой жесткой и незаслуженной критики и поскольку это приносит успех, они могут сами попробовать сыграть в эту игру. Я думаю, что успех здесь может быть половинчатым – они могут помешать Пашиняну, со временем подтачивая его рейтинг, но это не будет означать, что они смогут получить преимущество и те голоса, которые будет терять Пашинян.
Но РПА придерживается уверенно критических позиций и даже тогда, когда партия вынужденно соглашается с Пашиняном, она публично заявляет о своем несогласии, то есть не уступает своих обозначенных позиций. В заявлениях РПА слово «принципы» звучит очень часто, что подчеркивает нынешний стиль этой силы.
После выборов, РПА может и не оказаться в парламенте. Ее рейтинг сейчас невысок; кроме того, рассматриваются варианты ее неучастия и в парламентских выборах. В руках РПА по-прежнему будут сконцентрированы серьезные финансовые ресурсы, партия не собирается полностью уходить с политической арены, а скорее – перегруппироваться и подготовиться к следующим выборам. Никол Пашинян также не собирается «громить» партию. Многие члены вышли из партии или выйдут в будущем, но определенный «костяк» партии сохранится и в будущем, выступая с новым имиджем, и, возможно, под другим брендом.
Борьба на медиа поле
Средства массовой информации в Армении были достаточно свободными еще до революции. Разумеется, они не достигали уровня Грузии – в рейтинге Репортеров без границ Грузия была примерно на 20 позиций выше, что хорошо подтверждается наличием оппозиционных телеканалов, тогда как в Армении таковых не было, хотя были «альтернативные» телеканалы, которые тоже могли иногда критиковать власть, но в контролируемых пределах. За последние два года – и особенно во время революции, набрали силу ютуб каналы, они стали серьезными игроками на медиа поле.
Также набирают силу каналы в фейсбуке, в том числе блоги и официальные страницы чиновников – здесь в первую очередь выделяется сам Пашинян. После революции в медиа пространстве Армении сложилась уникальная ситуация – это поле еще никогда не было таким разнообразным. Дело в том, что в то время как газеты были преимущественно оппозиционными, сайты были плюральными, а телевидение лояльным власти, весь фундамент лояльности строился на объединении финансового ресурса, политической-государственной власти, а также неформальному пакту с Дашнакцутюн, Оринац Еркир, Процветающей Арменией, Кочаряном, телеканалы, связанные с которыми учитывали «границы дозволенного». Но сейчас позиция ОЕК, ППА, АРФ нестабильна, в том числе порой склоняется в сторону оппозиционности, Кочарян придерживается радикально оппозиционных правительству позиций, а основные провластные каналы разделились на те каналы, которые были связаны с государством – и те, кто был связан с представителями государственной власти. Первые сегодня подчиняются Пашиняну, вторые стали оппозиционными СМИ.
И вот эта, крайне критичная позиция уже начала вызывать раздражение правительства и его сторонников. За последнее время был обыск в редакции Yerevan Today, арест владельца h2 (бизнесмен Самвел Майрапетян связан с Кочаряном) и потасовка хулиганов из числа протестующих против мэра Маралика с представителями онлайн блога/СМИ «Адеквад» Нареком Маляном и Артуром Даниеляном. Именно они ставят себя вне политического консенсуса, сложившегося в Армении и критикуют нынешнюю власть с позиции прошлых властей.
Избирательный кодекс
Группа представителей НКО подготовила проект нового избирательного кодекса Армении, который был представлен неделю назад. Этот проект, однако, подготовлен не в виде совершенно нового текста, а в виде пакета многочисленных поправок, на армянском его можно прочесть здесь. Вкратце представлю, что было включено в этот кодекс.
- Избирательная система меняется с рейтинговой на пропорциональную; депутатские мандаты распределяются только по партийным спискам, а территориальных списков больше не будет. На этом, можно сказать, закончится эпопея перехода Армении от 100% мажоритарной системы в 1990 году к 100% пропорциональной.
- Избирательный порог для прохождения в парламент снижен с 5% для партий до 4% и с 7% для блоков до 6%. Это нужно было сделать уже давно.
- В парламенте должно быть представлено минимум 4 политические силы вместо трех. Если четыре силы не набрали достаточного для прохождения в парламент количества голосов, то те силы, которые наиболее близки к барьеру, тоже пройдут в парламент. В нынешних условиях это очень актуально.
- Сокращается избирательный залог с 10 до 7.5 млн драм. Увеличивается бесплатное эфирное время на общественном телевидение и радио во время предвыборной кампании. Будут организованы телевизионные дебаты, из них как минимум один раунд должен пройти с участием лиц, возглавляющих избирательные списки.
- Увеличена квота для женщин до 30%.
- Примерно 150 000 человек, довольно долгое время отсутствующих из Армении, будут исключены из списка избирателей.
Парламент будет продолжать работать и после своего формального роспуска, до проведения новых выборов. Возможно, в этот период и будет принят избирательный кодекс. У ряда партий есть возражения, в первую очередь по отмене рейтинговой системы, поскольку «Гражданский договор» еще не успел обзавестись региональной сетью представителей, тогда как по меньшей мере у РПА и ППА она уже есть. В общем, принятие Избирательного кодекса – это уже последняя «интрига» в этом деле. Однако суть в том, что Пашинян в принципе вполне может пойти на выборы и со старым кодексом и победить на них и в этом случае. Возможно, процент будет несколько ниже, но вряд ли этот зазор составит более 3-4%. А учитывая базовую линию в 80% это ничего серьезно не меняет, по крайней мере, для него.