RSSПолитическая география Южного Кавказа

«Железный удар» Пашиняна по «людям в черном»: опасные тенденции в отношении политических свобод в Армении

02:37, 07 июня 2019

Две недели назад сторонники Пашиняна и Армянского национального конгресса осуществили нападение на бывшего лидера «Дашнакцутюн» Гранта Маркаряна. На протяжении всего последующего периода со стороны сторонников властей звучали агрессивные призывы, а полиция и сами власти никак не отреагировали на нападение и на агрессивные призывы.

В результате, уже совсем недавно, кто-то из партии «Дашнакцутюн» совершил ответное нападение на Вардана Арутюняна, который и был одним из участников нападения на Гранта Маркаряна. Один из лидеров «Дашнакцутюн» Гегам Манукян заявил, что нападение осуществил он, объясняя это тем, что «Вардан Арутюнян, по его словам, нецензурно выражался в адрес главы Арцахской епархии Армянской апостольской церкви Паргева Мартиросяна и сторонников Кочаряна в Нагорном Карабахе, а также причастен к нападению на члена бюро АРФ "Дашнакцутюн" Гранта Маркаряна. … "Принизившего наше национальное достоинство, бранившего Арцах и его духовные ценности, напавшего на деда Вардана Арутюняна в присутствии внуков, избил я. И я – один из тех, кто бы дал ему воспитательную пощечину"». (цитирую по статье из КУ).

В статье Вардан Арутюнян назван «противником Кочаряна», однако противниками Кочаряна является сегодня большинство населения Армении, но не все изрыгают круглосуточно ненависть к Карабаху и готовы нападать на улице на случайно проходящих мимо политических оппонентов. В итоге члены «Дашнакцутюн» начали массово брать на себя ответственность за нападение на Арутюняна, организовав своеобразный флешмоб.

Никол Пашинян, Арарат Мирзоян и другие объявили о том, что это – пропаганда насилия и она не должна остаться безнаказанной, а представители АНК пошли еще дальше, прямо требуя репрессий в отношении участников флешмоба. Пашинян также начал вновь говорить о заговорщиках, теперь уже – в черных майках. Напомню, две недели назад он выступил с официальной речью, где в четырех страницах четыре раза упомянул слово «заговор», в том числе готовя почву на случай поражения в войне.

Сегодня Пашинян говорил о людях в черных майках, которые «будут ходить по городу и создавать определенное настроение, бросаться в глаза своим наглым поведением». Имеются в виду представители партии «Адеквад», основанной бывшим соратником Пашиняна Артуром Даниеляном, который является в последний год самым острым критиком Пашиняна. Пашинян обратился к генпрокурору, главе полиции и главе службы национальной безопасности, с требованием оперативно реагировать на это.

«Правоохранительная система не может быть бархатной. … Если после того, как они 10 раз подумают и пойдут на такие действия, то должны получить ответ в десять раз жестче. И этот ответный удар должен быть не бархатным, а железным». Железный удар, который обещал нанести Пашинян людям в черных майках, это также обещание репрессий.

Читатели могут подумать, что формулировка «репрессии» излишне драматизирует ситуацию. Однако если полиция будет действовать односторонне, поддерживая только сторонников Пашиняна и позволяя им осуществлять уличные нападения, а сама будет осуществлять административное давление на противников Пашиняна, то это может вылиться в серьезное противостояние, в рост авторитаризма в стране и – в риск неконвенциональной политической борьбы, вплоть до террора со стороны власти и терроризма со стороны оппозиции. Сейчас необходимо сделать все, чтобы этого не допустить – всем сбавить обороты – и в первую очередь именно Пашиняну, который уже 20 дней после освобождения Кочаряна никак не может успокоиться.

Вспомним, что на парламентских выборах, которые с разгромом "взял" Пашинян, при честном подсчете, была всего лишь 12-дневная и крайне острая избирательная кампания, в ходе которой по соцопросам существенная часть скрывала свое мнение и блок "Мой Шаг" набрал на 12% меньше, чем по опросам. Вспомним также тот факт, что 26 января, после 44-дневной голодовки в тюрьме умер журналист Мгер Егиазарян, после чего никакой официальной реакции не было. Попытка разгона судов и соответственно ликвидации независимости судебной системы, уже удостоилась многочисленных комментариев. Чтобы окончательно развеять сомнения по поводу серьезности ситуации, приведу развернуто статистику запросов власти в фейсбук, которую недавно цитировал Самвел Мартиросян.

Статистика запросов правительства Армении в фейсбук

 

Число запросов

Количество профилей, по которым были запросы

Частично удовлет-воренных запросов

Процент частично удовлет-воренных запросов

“Preservation request”

“Preservation user/account request”

Январь-июнь 2013

0

0

0

-

 

 

Июль-декабрь 2013

1

1

0

0

 

 

Январь-июнь 2014

4

6

1

25

 

 

Июль-декабрь 2014

1

1

0

0

 

 

Январь-июнь 2015

5

6

4

80

 

 

Июль-декабрь 2015

8

8

6

75

 

 

Январь-июнь 2016

9

12

6

67

3

4

Июль-декабрь 2016

7

9

6

86

3

4

Январь-июнь 2017

7

7

6

86

13

17

Июль-декабрь 2017

7

9

5

71

9

13

Январь-июнь 2018

12

20

8

67

15

17

Июль-декабрь 2018

6

81

3

50

35

49

2014-2017 (среднее)

6

7,25

4,25

59

7

9,5

 

Как мы видим, новое правительство у Фейсбука запросило в 11 раз больше профилей, чем старое за то же время в среднем, и за полгода запросило заметно больше, чем старое правительство за весь период с 2013 по 2017 год включительно. Период с января по июнь 2018 года я не включаю, так как в этот период работали оба правительства.

Это очень опасная тенденция и она явно показывает намерения новой власти, что отлично дополняется словами про «железный удар». При этом, фейсбук счел лишь половину запросов удовлетворительными, это означает, что по 3 запросам (в каждом из них в среднем 13-14 профилей) были частично удовлетворены требования, что, скорее всего, означает, что Фейсбук поделился данными по 5-10 пользователям, что очень низкая результативность. К примеру, грузинские власти запросили информацию по 35 пользователям, что тоже много, но учитывая, что число пользователей в Грузии больше, чем в Армении, интенсивность запросов в Армении гораздо выше. Исходя из статистики о числе пользователей ФБ на конец 2017 года, в Армении было сделано 82 запроса на миллион пользователей, а в Грузии – 17, т.е. в Армении – в 5 раз больше.

Если учесть непрекращающуюся напряженность в стране и постоянную борьбу Пашиняна со всеми, кто выступает против (по его словам, представители коррумпированной системы), есть большой риск, что он перейдет от слов к делам и начнет действительно арестовывать политических оппонентов. И это затянет Армению в воронку политической борьбы без правил - и без шансов на хорошие выходы.