Должна ли Армения признать Арцах?
С самого начала Второй карабахской войны в Армении возник вопрос признания независимости НКР от Азербайджана. Рассматривались разные варианты: признание и объединение, просто признание, признание и работа по международному признанию.
Все это началось еще с 1991 года, когда Нагорно-Карабахская Республика объявила о самоопределении и независимости, но в начале 1990-ых гг. из-за внешнего политического давления со стороны сопредседателей и шантажа войны со стороны Азербайджана, независимость НКР так и не была признана со стороны Армении.
Вновь этот вопрос встал на повестку в 2012 году, когда правящая сила объявила о том, что если Азербайджан начнет войну, то Армения признает НКР. Еще более определенно высказывалась часть оппозиционного спектра - партия Наследие, требовавшая признать НКР еще тогда. И действительно
Это было связано с тем, что Азербайджан начал усиливать военное давление и регулярно производил эскалации на границе, призванные разогревать конфликт и положить на стол переговоров силовой аргумент.
В 2016 году, после начала "Апрельской войны", этот вопрос вновь встал в повестку дня: его внесли в парламент, начали обсуждать, но тогда интенсивные боевые действия закончились довольно быстро (хотя с низкой интенсивностью все продолжалось около полутора месяцев), и власти избежали того, чтобы продолжать развитие этой темы.
Сейчас ситуация в некотором роде повторилась: в первый же день вопрос был внесен на повестку дня парламента, а в дальнейшем застрял там. Скорее всего, неофициальные консультации с партнерами по этому вопросу проводились, и скорее всего Армении не советовали прибегать к этому шагу. В то же время, Азербайджан угрожает тотальной войной по такому случаю.
В Армении между тем, существует широкий общественный консенсус по этому поводу: независимость НКР поддерживает, по опросу, проведенному в феврале-марте 2020 года, 91% населения (а большинство тех, кто против, настаивают на объединении с Арменией в качестве безальтернативного варианта). Сейчас проводятся акции протеста, в которых в последние дни участвуют жители Арцаха, временно находящиеся в Ереване.
Стоит отметить также, что требование или просьбу о признании Арцаха армянские власти и армянская диаспора ставят перед странами-партнерами, к примеру, Россией и Францией. Армянская диаспора пытается делать это везде, включая США, Австралию и другие страны. Однако отовсюду логичным образом приходит ответ: "вы сами Арцах не признали, почему же требуете этого от нас".
Так что надо понимать, что это должна сделать Армения. А вот может ли она это сделать - вопрос. Принципиально - признавать Арцах, конечно же, надо. Как минимум сдачу территории НКАО Азербайджану Армения не обсуждала с 1998 года, но а соответственно статус НКАО в итоге должен был либо стать независимым, либо частью Армении. Поэтому обсуждать и прорабатывать признание НКР надо было еще давно.
Основной вопрос лишь в том - возможно ли этого добиться. Азербайджан угрожает тотальной войной. Но он ее и так ведет. Блокаду против Армении Азербайджан ведет с 1989 года, а военные действия против Армении активнее чем сейчас он вести не сможет. Действительно, сейчас не лучшее время для признания Арцаха с той точки зрения, что риски роста человеческих жертв в конфликте слишком велики. Но как только эти риски будут минимизированы, полагаю, к признанию НКР необходимо будет вернуться как к основному средству решения этого конфликта. Азербайджан уже показал, что он недоговороспособен и договариваться не собирается ни о чем.