О западной интеграции Армении и несостоявшемся референдуме о вступлении Армении в Евросоюз
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.
***
Примерно месяц назад ряд партий-сателлитов действующей власти выдвинули инициативу по проведению референдума о присоединении Армении к Евросоюзу. Это партии «Республика» (Арам Саркисян), «Во имя республики» (Арман Бабаджанян), «Христианско-демократическая партия» (Левон Ширинян), «Европейская партия Армении» (Тигран Хзмалян). Несмотря на то, что эти партии не набрали значимого числа голосов на парламентских выборах и не имеют представительства в парламенте, 21 июня по их предложению в парламенте прошли слушания и обсуждения. Характерно, что по представлению парламентской оппозиции в парламенте слушания либо отменяются, либо бойкотируются властью. Впрочем, эти слушания бойкотировались уже оппозицией. Речь уже не идет о правовом, а о чисто политическом процессе.
Флаг ЕС, принесенный на кафедру парламента представителем непарламентской партии
Хронология событий по внешнеполитической ориентации Армении - февраль-июль 2024 г.
23 февраля Пашинян заявил, что Армения заморозила участие в ОДКБ, «так как организация не выполнила условия договора по отношению к армянской стороне». Впрочем, вопросы относительно невыполнения, были в 2021-2 гг., а «заморозка» произошла в 2024 году. Также характерно, что в 2022 году были проведены консультации, где было предложено отправить миссию наблюдателей на границу Армении с Азербайджаном, а также рассмотреть вопрос военных поставок Армении. Пашинян отказался с требованием прямо и публично осудить агрессию Азербайджана, а если такого осуждения нет, то дальнейшие действия организации его не интересуют.
29 февраля Ален Симонян заявил, что Армения хочет вступить в Евросоюз и европейская интеграция является наиболее приемлемым для Армении вариантом. Также, по его словам, в Армении уровень демократии выше, чем у ряда членов ЕС. Впоследствии он неоднократно повторял свое предложение.
8 марта глава МИД Армении Арарат Мирзоян в интервью турецкому TRT объявил о наличии у Армении европейских устремлений.
12 марта Европейский парламент принял резолюцию, предлагающую Армении обратиться к ЕС с заявкой на статус кандидата в члены ЕС. В резолюции напрямую увязывалась эта процедура с «мирным договором» с Азербайджаном и с выходом из ОДКБ. Именно при посредничестве председателя Евросовета Шарля Мишеля, Пашинян трижды отказался от армянского Арцаха в октябре 2022-мае 2023 гг. Стоит также учитывать, что эта резолюция готовилась длительный период времени и действующие власти Армении были осведомлены и, возможно, участвовали в ее подготовке. «Заморозка» членства в ОДКБ, судя по всему, являлась условием для принятия этой резолюции.
14 марта Пашинян объявил, что «вопрос о том, чтобы Армения стала кандидатом в члены ЕС, должен стать предметом общественного обсуждения». Это означает подготовку общественного мнения и создание общественного фона обсуждения темы членства в ЕС с созданием многочисленных информационных поводов.
14 мая Пашинян принял участие в VII Копенгагенском саммите демократии, где заявил, что хотел бы вступления Армении в Европейский союз, а когда его спросили «когда», он ответил «в этом году».
11 июня ряд партий-сателлитов власти призвали к организации референдума о вступлении Армении в Евросоюз, предложив организовать референдум о вступлении в ЕС в течение ближайших 3-4 месяцев «исходя из геополитических развитий и внутриармянской необходимости». Уже 21 июня в парламенте прошли обсуждения, а 26 июня спикер парламента Армении Ален Симонян в интервью латвийскому изданию ЛСМ сказал: У нашего общества есть решение — быть частью Евросоюза. Пару дней назад в нашем парламенте была дискуссия — о референдуме, чтобы Армения стала членом ЕС. Я думаю, что когда-нибудь в ближайшем будущем у нас будет этот референдум и я уверен, что наши люди скажут «да».
12-14 июня Пашинян сделал ряд заявлений, в т.ч. о полном выходе из ОДКБ, а также отозвал посла из Минска, взяв за основу цитаты Лукашенко месячной давности, где тот говорил о том, что обсуждал с Алиевым агрессию против Арцаха еще до начала 44-дневной войны 2020 года. Но странно, что с самим агрессором Пашинян отношения хочет развивать, а с его собеседником Лукашенко - разрывает отношения.
1 июля Пашинян провел «Армянский форум за демократию», где участвовали представители властей Армении, послы США и ЕС, региональный директор Freedom House и пр. Пашинян сделал там ряд бредовых заявлений типа «в Армении серьезно укореняется демократия, и международное сообщество все больше и больше воспринимает Республику Армения как часть международной или глобальной демократии».
Также на форуме он сказал, что «Армения готова быть близка с ЕС настолько, насколько к этому готов Евросоюз… Если бы я думал, что армянский народ не поддерживает эту идею, то не делал бы подобного заявления. Или если бы я сделал это заявление в условиях, когда народ это не поддерживает, то на следующий день после этого заявления не был бы премьером… Как должностное лицо, уполномоченное представлять народ Армении, я знаю его мнение».
Если кто-то думает, что вышеприведенные цитаты свидетельствуют о демократии в Армении – отнюдь. Они свидетельствуют о процессе построения авторитаризма, уже зашедшем довольно далеко, кстати, гораздо дальше, чем в 2018 году. Конечно, разговор о том, что у общества есть такое решение является манипуляцией: выше уже показана хронология действий властей Армении, включая решения об общественных обсуждениях, инициированные с самого верха. Кстати, пока нет данных относительно общественного мнения о членстве в ЕС, но в феврале в Армении в одном из соцопросов MPG был задан вопрос о членстве в ОДКБ и НАТО и ответы выглядели следующим образом: 40.3% против членства и в ОДКБ, и в НАТО (за нейтралитет), 28% за членство в ОДКБ и 22.5% за членство в НАТО. Стоит, однако, отметить, что по вопросу членства в НАТО общественной кампании не было, иначе результаты, скорее всего, были бы другими.
Но также Пашинян заявил: «Проводить сейчас референдум или нет?.. Если мы вынесем этот вопрос на референдум, то должны будем проводить агиткомпанию. Когда мы будем ее проводить, люди зададут вопросы – когда, как, в какие сроки, какими шагами? Евросоюз хочет этого или нет, готов ли Евросоюз? Могу ли я дать ответы на эти вопросы – нет».
Также это: «Нам говорят, что мы должны провести референдум, чтобы показать, что народ поддерживает идею стать членом ЕС». Ну и наконец назвал нецелесообразной идею проведения референдума, как раз из-за того, что нет понимания относительно возможных сроков и пр.
Политический контекст идеи референдума о членстве в ЕС
Итак, для начала рассмотрим ряд высказываний, а затем и саму идею референдума. Откуда взялась идея референдума? Он говорит «нам говорят», но как мы увидели, открыто обсуждали идею референдума только представители армянской власти и ее сателлиты. Вряд ли Пашинян имел в виду Тиграна Хзмаляна или Алена Симоняна, говоря «нам говорят». Скорее всего, идея поступила из Брюсселя, для укрепления дальнейших шагов на пути к западной ориентации Армении, примерно, как в Грузии был проведен референдум по вступлению в НАТО в 2008 году.
Также, есть все основания предполагать, что и сдача Арцаха, и процесс выхода из ОДКБ и в целом разрыва всех отношений с Россией, был изначально мотивирован западной интеграцией – и были обязательными условиями, поставленными Брюсселем и Вашингтоном перед Пашиняном. Тому все больше открытых свидетельств, включая прямые текстуальные совпадения положений в этих документов и выступлений пропагандистов, создающих контекст безальтернативности западного пути Армении, хотя во многом процесс был понятен с самого начала.
И роль России в этом процессе, в том числе, содействие Азербайджану на отдельных этапах совсем другая, чем роль евроатлантических институтов, пусть и с исторической точки зрения она не может считаться проармянской. Но здесь есть разница – с одной стороны стратегическая линия, с другой – тактические действия, направленные на максимизацию выгод в каждой текущей ситуации. Все эти неадекватные уступки с армянской стороны были сделаны ради процесса западной интеграции, резолюций, встреч и форумов, проходящих сейчас в ежедневном и еженедельном режиме.
Сторонники идеи референдума относились к ней некритически – согласно им, общественное мнение уже подготовлено для голосования за Евросоюз, что станет еще одним шагом на пути к европейской интеграции.
Противники власти чаще всего рассматривали этот референдум как способ провести параллельно с идеей евроинтеграции и ряд других положений, например, смены конституции, как того требует Алиев.
О чем свидетельствует отказ от идеи референдума по членству в ЕС?
Отказ от идеи референдума в Армении может свидетельствовать об одном из двух. Либо власти посчитали, что референдум не даст необходимого результата, либо они ожидали дополнительных сигналов от Брюсселя и отклик оказался более скептическим, чем предполагалось.
Начнем с первой версии. Насколько популярна идея членства Армении в Евросоюзе? Согласно результатам опроса «Кавказский Барометр», проведенного в начале 2022 года, 38% поддерживали эту идею, 16% были против, 31% не определились, и еще 15% не имели позицию по этому вопросу. Таким образом, среди определившихся, которых было лишь чуть более половины, большинство составляли сторонники. Но это при соблюдении трех условий: членство в Евросоюзе рассматривается в вакууме (а в реальности есть противоречие с членством в Евразийском Союзе, что поддерживали тогда 40% при 21% против), нет активной агитации против этой идеи, а также, нет прямой увязки членства в ЕС с действиями нынешних, крайне непопулярных властей. Если же появится какая-либо увязка членства в ЕС с изменениями в Конституции, то вероятность принятия народом такой постановки вопроса резко падает. И если победа варианта «за» может служить временной легитимацией внешнеполитического курса Пашиняна и хорошим аргументом в пользу европейской интеграции, то поражение этого варианта будет иметь с точки зрения обоих вопросов куда более существенный эффект.
Опросы в Армении по членству в ЕС и ЕАЭС (2022)
Вторая версия кажется еще более вероятной. Пашинян уже имеет историю завышенных ожиданий от Евросоюза. Когда в 2018 году в Армению приехала Ангела Меркель, она хотела передать поддержку в виде 10 миллионов долларов, от чего Пашинян отказался, сказав, что может потрясти одного олигарха и получить больше. Сейчас он и его правительство считают, что сделали большой вклад в построение отношений с ЕС и теперь ожидают ответных шагов, что сквозит во всех их заявлениях.
Но после резолюции в Европарламенте сколько-либо значительных ответных шагов не было, не говоря уже о том, что сама по себе резолюция значит не так уж много. Возможно, это связано с осложнением положения Евросоюза и его правящих элит на фоне экономических трудностей, проблем на поле боя в Украине и трудных для центристов выборов в Европарламент, состоявшихся в начале июня.
Поэтому истерический накат Пашиняна на пророссийские институции и фактический разрыв дипотношений с Беларусью, после чего и должны были последовать подкрепляющие шаги со стороны Брюсселя, повисли в воздухе. Теперь Пашиняну надо смягчать ситуацию на восточном направлении. После поездки посла Армении в Украине в Бучу и ряда резких заявлений, армянские власти решили частично сбалансировать положение поездкой посла Армении в России в Белгород, и, по меньшей мере временно, отказались от идеи референдума по членству в ЕС.