История дипломатии Нагорного Карабаха.
Меня иногда спрашивают, так вы отдельное государство или область Армении? Для нас, простых карабахцев, мы часть Армении, но у нас есть свое руководство: президент и разные министры, есть свой парламент. Эти люди получают высокие зарплаты и им выгодно оставаться отдельным государством, иначе они потеряют свои должности. Разные паразиты, как например, "Карабах телеком" тоже пользуются тем, что мы фиктивно два разных государства и зарабатывают на этом большие деньги.
Было бы лучше, если бы оба государства объединились в одно, тогда те деньги, которые выделяются на бюрократический аппарат, можно было бы направить на нашу армию или на развитие экономики. Но, с другой стороны, мы больше 25 лет тратились на создание своего государства, пусть и небольшого, с войной отстоявшее право на свою независимость.
Что лучше для армянства - иметь два государства или одно объединенное? Для народа ясно, что одно большое было бы лучше, но у политиков есть свои резоны...
Мне всегда было стыдно, когда Серж Саркисян и его министр иностранных дел Эдвард Налбандян говорили от имени Арцаха. Слушая их, создавалось впечатление, что мы проиграли войну и теперь вымаливаем пощаду. Оба говорили, вернее читали бумажку, явно написанную в другом месте, не в Ереване и не в Степанакерте. Голос Арцаха вообще молчал.
Сейчас, премьер министр Армении Никол Пашинян хочет привлечь дипломатию Нагорно-Карабахской Республики к переговорам с Азербайджаном. Удастся это ему или нет - покажут время и переговоры. Под единственным договором о перемирии стоит подпись командующего армией обороны Нагорно-Карабахской Республики - Самвела Бабаяна. На тот момент никто не сомневался в легитимности этого голоса, но потом Роберт Кочарян, уехав в Армению и став там президентом, решил, что он два в одном: Армения и Арцах. Лучше бы он просто объединил два армянских государства в одно целое, тогда его сейчас никто бы не критиковал...
Дипломатия Арцаха имеет свою историю, странно, что до сих пор никто из наших историков не уделил особого внимания изучению истории дипломатии Нагорного Карабаха. Еще в средневековье, князь Асан Джалал, посредством переговоров сумел остановить вторжение монголов в Киликийскую Армению... В различных фондах хранятся письма, которые посылали из Карабаха императорам России и шахам Персии.
Вообще, как так получилось, что не самая большая область Армении стала участвовать в переговорах с сильными мира сего. Ответом может послужить выписка из докладной записки И. Лазарева знаменитому полководцу А.В. Суворову от 10 января 1789 года.
"Армения уже несколько веков, как лишилась государя своего и особеннаго Правления, многими местами овладели турки и персияне; малая же часть, то есть карабахцы, и поныне остаются в независимости, но в случае какого-нибудь начальника из своей нации, весьма легким способом Армения может паки восстановиться и в короткое время сделается стечение немалаго народа; от натуры укрепленный места немалым способом служить могут к защищенню себя, качество земли и климат, без всякаго недостатка может снабдить всеми нужными припасами; даже порох, железо и свинец иметь могут собственный..."
Хотя Армения и не имела своего государя, но был католикос - высшее духовное лицо, который вел переговоры от имени народа. Но на тот момент,= католикос Армении управлялся из султанского дворца (сейчас в той же ситуации находится константинопольский армянский патриарх), там были свои шпионы и заявлять о независимости Армении - значило не только потерять должность, но и жизнь.
В относительно независимом Нагорном Карабахе был свой католикос, который руководил Албанским католикосатом. После арабского владычества и распада Кавказской Албании, только армяне остались верны христианству, поэтому престол католикоса Албании перебрался из Бярды в Гандзасарский монастырь. Гандзасарскому католикосу подчинялись не только армяне Нагорного Карабаха, но и армяне, жившие в Гяндже и в других регионах нынешнего Азербайджана.
Хоть албанский католикос рукополагался эчмиадзинским католикосом и признавал его верховенство, но у него была своя паства и свои интересы. В основном гандзасарский католикос избирался из княжеского рода Асан Джалалянов.
Выдающийся армянский патриот и дипломат Исраел Ори, объездивший всю Европу, где он встречался с разными монархами и даже римским папой, приехал в Россию к царю Петру I, где удостоился ласкового приема. Петр I давно уже поглядывал на Кавказ, слабость Персии давала надежду на новые завоевания на Каспии и царь искал силу, которая поддержит его наступление. Исраел Ори указал ему на Нагорный Карабах. Гандзасарский католикос Есаи написал несколько писем Петру и получил указ, собрать все силы и ждать царя...
Петр I дошел со своим войском до Дербента, занял провинцию Ширван и на этом остановился. До Нагорного Карабаха он не дошел. Многие историки оправдывают его остановку тем, что каспийские шторма затопили часть припасов, но на самом деле остановил его жесткий ультиматум турок. Новая война с османами ему была не нужна, тем более, что турки признали его право на завоеванные области. Заняв Баку, Петр I, посчитал свою миссию выполненной и вернулся в Россию, оставив в завоеванных крепостях незначительные гарнизоны. Это была последняя боевая операция Петра I. Фактически, русские и турки разделили между собой персидские провинции. Все, что он мог сделать для христиан Востока I - это написать указ о выкупе невольников христиан у горцев и заселять ими Дербент.
Армяне Нагорного Карабаха, призвавшие русских, остались в одиночестве перед турками. Князь Аван, вступил в переговоры с турецким главнокомандующим Сары Мустафа Пашой и впустил в Нагорный Карабах турецкий корпус без сопротивления. Войско расквартировалось по домам армян.
Князь Аван понимал,что турки в любой день могут начать убивать и грабить армян, такое не раз уже было, поэтому он решил опередить их.
По его приказу, в первую ночь Великого поста, армяне напали на турок и перебили весь корпус. Это не были мирные люди, это были полностью вооруженные воины, но ярость армян взяла верх и все они были перебиты. Победителям досталось их вооружение, которое потом помогло не раз еще одержать победы.
Кстати, тогда азербайджанцы Гянджи не считали себя с турками одним народом и объединившись с армянами, добили остатки турецкой армии. Это был 1733 год...