Материал на "КУ" о "Портале"
мой репортаж на "Узле" по "Порталу". в принципе, ничего нового для тех, кто следит за ситуацией, попытка описать все, что есть на сегодня. лично для меня пока не ясно чем все закончится, но с некоторой печалью наблюдаю за тем, как эта тема в соц.сетях трансформировалась в довольно агрессивный конфликт между сторонниками обеих позиций.
Арт-объединение "Портал" во Владикавказе заявило об угрозе закрытия
Творческое объединение "Портал", созданное на месте замороженной стройки Национального музея Северной Осетии, находится под угрозой закрытия, заявили организаторы арт-проекта. Глава республики Вячеслав Битаров предложил оставить "Портал" на уже популярной площадке музея или предоставить ему другое помещение. Руководство музея считает, что это объединение незаконно занимает заброшенную стройплощадку.
Как информировал "Кавказский узел", реконструкция Национального музея началась в 2008 году в рамках реализации федеральной целевой программы "Культура России (2006-2011 годы)", но в 2012 году стройка была заморожена. В январе 2016 года власти Северной Осетии заявили о возобновлении реконструкции Национального музея в 2017 году.
Творческая деятельность "Портала" приостановлена, сообщил один из организаторов
По словам сторожа этой замороженной стройки, одного из организаторов "Портала" Альберта Тогоева, творческое объединение спонтанно было организовано во дворе стройки музея после того, как он пригласил своих друзей разрисовать стены недостроенных зданий учреждения.
Спустя два года "Портал" стал излюбленным местом творческой молодежи Владикавказа. Здесь смотрят фильмы, проводят концерты, выступают с лекциями, устраивают выставки и многое другое. Особенной гордостью "Портала" является ярмарка свободных ремесленников Hikond, что в переводе с осетинского означает "сделанный своими руками". Последнюю ярмарку посетили лишь за один день более шести тысяч человек, рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Тогоев.
В частности, на площадке "Портала" в 2016 году выступали чеченские исполнители фолк-рока.
Стены недостроенных зданий Национального музея Северной Осетии в центре Владикавказа расписаны гигантскими граффити. На одном из них – фигура горца в национальной одежде, которая, по задумке авторов, напоминает скафандр астронавта. На другом граффити – портрет известного резчика по дереву Сослана Моураова, который всю свою жизнь возрождал старинные осетинские музыкальные инструменты.
Кроме того, на площадке стройки стоит "Железный конь" - скульптура конской головы, сваренная из железных листов и шестеренок. На пригорке возвышается фигура оленя, сделанная из кусочков старых CD-дисков, отчего она ярко переливается на солнце. Вокруг много надписей на осетинском языке, передает корреспондент "Кавказского узла".
Участники лаборатории размещаются в небольшом помещении, которое обустроили самодельными лежаками и сиденьями. Здесь же стоит пианино, разложены различные музыкальные инструменты. Есть даже небольшой бар, но нет никакого алкоголя, поскольку, по словам Тогоева, спиртное в "Портале" под запретом.
"Портал" является стихийным сообществом свободных художников Владикавказа, пояснил он.
"Были бы у меня деньги, я бы не смог сделать "Портал", - рассказал Тогоев. - "Портал" сделала дружба. Мы пытаемся сделать упор на национальное искусство, потому что нас очень волнует проблема сохранения языка. Приходит очень много молодежи, которая хочет взять в руки старинные музыкальные инструменты и учиться играть, потому что у них есть духовная потребность. Практически ежедневно сюда приходят туристы, и часто бывает, что случайные путешественники задерживаются и начинают помогать. Потому что им это близко, они понимают наш посыл. Этот диалог очень важен".
"Портал" работал без поддержки властей, исключительно на собственном энтузиазме, отметил он.
По его словам, в настоящее время вся творческая деятельность объединения приостановлена, поскольку со 2 февраля в помещениях, где оно располагается, отключен свет.
Электричество был отключено после того, как участники "Портала" в соцсетях сообщили о возможных планах руководства музея открыть в этих помещениях зал спортивной славы и кафе, что вывело конфликт между руководством музея и творческим объединением в публичную плоскость, сообщил Тогоев.
Вскоре после этого участники "Портала" разработали и представили "Проект интеграции с Национальным музеем Северной Осетии". В нем они попросили оставить им в пользование "давно пустующий участок земли". По мнению участников объединения, от этого сотрудничества выиграют обе стороны.
"По счастливому стечению обстоятельств Национальный музей получил отдел современного искусства, еще не будучи достроенным, не ударив палец о палец и не потратив ни копейки из своего многомиллионного бюджета… Арт-пространство уже есть и будет в любом случае, с музеем или без него. В первом случае музей получает новое дыхание и блеск, во втором - он получает клочок пустой земли", - написали участники творческого объединения в Facebook.
Битаров: ребятам из "Портала" нужно предоставить помещение для самовыражения
В ситуацию также вмешался глава республики Вячеслав Битаров, который высказался в поддержку творческого объединения и призвал дать молодежи "правовой статус", но не стал уточнять, будет ли позволено молодежи и дальше оставаться на территории музея.
"Я слышал об этих ребятах из "Портала". Действительно толковые люди. Занимаются творчеством, открывают ремесленные мастерские, рисуют на стенах. Необходимость сохранения этого оригинального объекта – очевидна. Давайте разбираться, чтобы ребята на улице не остались. Если они себя позиционируют как центр современного искусства, пусть будут структурным подразделением Национального музея. Хорошо было бы оставить их на уже популярной площадке Нацмузея или предоставить другое помещение для самовыражения", – приводятся слова Битарова в сообщении от 13 февраля на сайте правительства Северной Осетии.
Сохиева: Нацмузей проявил излишнюю мягкость, приютив творческое объединение
Позицию главы Северной Осетии участники "Портала" восприняли как небольшую победу, однако затем руководство музея заявило, что в течение двух лет борется с размещением на его территории творческого объединения.
"К сожалению, в Интернете организована кампания шельмования Национального музея, объявленного гонителем и губителем молодежных культурных инициатив... Правда же состоит в том, что музей проявил излишнюю мягкость и понимание, когда незарегистрированное "творческое объединение" нашло приют в помещениях бывших хранилищ музея, - заявила директор Национального музея Северной Осетии Лариса Сохиева. - В течение двух лет руководство музея многократно обращалось в министерство культуры РСО-А в связи с незаконным присутствием на территории музея посторонних лиц, которые нарушают его безопасность как в дневное, так и в ночное время".
Сохиева выразила сомнения в бескорыстии инициаторов кампании "вокруг многострадального музея".
"Не стоит ли за всем этим прозаическая и вполне меркантильная цель отторжения перспективного бизнес-пространства в самом центре столицы республики?" - цитирует слова Сохиевой газета "Северная Осетия".
Лариса Сохиева в телефонном разговоре отказалась пояснить свою позицию "Кавказскому узлу", назвав лишь сложившуюся ситуацию "странной".
"Портал" не претендует на территорию музея, заявил "Кавказскому узлу" один из основателей творческого объединения, художник Темболат Гугкаев.
"Нам бы очень не хотелось просто встать и уйти, и сидеть по домам. Так мы рассыплемся, и никому пользы не будет… Нам претендовать не на что, просто мы попросили оставить нас пока в помещениях, где мы сейчас находимся. Там есть два старых помещения, которые не мешают стройке. Если нам дадут свет, то там можно будет показывать фильмы и проводить лекции, встречи с путешественниками", - сказал он.
По его словам, конкретных предложений о других местах размещения творческого объединения пока не предлагалось.
"Все на уровне разговоров и рассуждений, а нас уже пытаются выставить, что мы такие брезгливые, носами вертим и постоянно отказываемся, но такого нет. Изначально у нас была идея интегрироваться с музеем, прикрыть его тыл в направлении современного творчества, но нам жестко объяснили, что музею это не нужно. Ну мы и не претендуем, будем сами двигаться, хотя всегда открыты для предложений. Мы тоже хотим, чтобы Нацмузей заработал, чтобы он был, наконец, построен по первоначальному проекту, мы душой болеем за это", - отметил Гугкаев.
Жители Северной Осетии вступили в спор о взаимодействии Нацмузея и "Портала"
"Порталу" не место на территории музея, считает художник-монументалист из Северной Осетии Аслан Хетагуров.
"Ребята неплохие, но в музее ни им, ни кому-то другому не место. Музей должен жить своей жизнью, отдельной, музей - не коммуналка. Место в музее надо заслужить, а не по собственной гордыне взять и отнести себя, любимого, в музей. Они пока что ничего особенного для Осетии не сделали, будем откровенны. Талантов у нас много, но все ли достойны музея?" - сказал Хетагуров "Кавказскому узлу".
Он отметил, что в Северной Осетии профессионально занимается современным искусством местный филиал Государственного центра современного искусства (РОСИЗО).
Музей теряет очень много, отказываясь сотрудничать с "Порталом", полагает журналист из Владикавказа, доцент кафедры международной журналистики СПбГУ Руслан Бекуров.
"В нашем маленьком городе было бы глупо не использовать потенциал "Портала" для популяризации как современной национальной культуры в целом, так и Национального музея, в частности", - сказал он "Кавказскому узлу".
По его словам, в Европе подобные арт-пространства имеют поддержку властей.
"В Берлине такие пространства поддерживаются городской администрацией - там давно поняли, что туристов привлекают не пафосные музеи и галереи, а как раз такие стихийные коммьюнити, в которых "кипит" реальная интересная творческая жизнь. Париж не был бы Парижем, скажем, без культового общежития художников и поэтов "Бато-Лавуар", в котором творили Пикассо, Модильяни и Кокто. Столица басков Бильбао когда-то была унылым городом, пока ее не "раскрутила" местная молодая "шпана" - теперь это один из центров европейского современного искусства", - отметил он.
"Портал" необходим Владикавказу, а само объединение нужно узаконить, считает один из участников Мурат Макиев.
"Есть механизмы, которые могут это все узаконить, и мы открыты и готовы двигаться вместе, и мы никому не ставим палки в колеса, мы - за диалог, но диалога... нет", - сказал он "Кавказскому узлу".