Старики и старейшины
Северный Кавказ глазами блогеров" – совместный проект Русской службы Би-би-си и Интернет-СМИ "Кавказский узел".
Мурад Магомадов из Грозного пишет о стариках и старейшинах.
Мурад Магомадов родился, вырос и сейчас живёт в городе Грозный, Чечня. Журналист, публицист, непрофессиональный писатель. Бывший корреспондент газеты "Чеченское общество", писал для Британского института по освещению войны и мира (IWPR).
На недавней встрече президента РФ с правозащитниками и представители общественных организаций Северного Кавказа Дмитрий Медведев поддержал идею создания на Северном Кавказе Совета старейшин.
С такой инициативой выступила председатель Совета Элла Памфилова. По ее мнению, в регионе необходимо создать новый общественный механизм в борьбе за умы и сердца людей, особенно молодёжи. Медведев в целом поддержал инициативу, сказав, что совет старейшин, наверное, применительно к северокавказским проблемам это абсолютно разумная вещь.
Сама по себе идея использовать какие-то реальные существующие и реально же действующие общественные институты пускай, не нова, но при этом совершенно верна. Другое дело, насколько оправдан выбор в такой роли совета старейшин.
Давайте попробуем разобраться.
Понятно, что власть ведет поиск неких моральных авторитетов, которые своим поведением и что еще более важно, своим словом могли бы воздействовать на умы общества и, прежде всего, молодежи. Старики, старейшины на Кавказе видятся всем именно в таком качестве. Типа, источники мудрости и житейского опыта и пример для подражания.
Кроме того, предполагается, что это не некая новая структура, но что-то, уже опробованное десятилетиями и эффективно действующее.
И вот тут придется разочаровать руководство Российской Федерации. Совет Старейшин – это очередной миф о загадочном Кавказе. Из той же серии, что тейпы в Чечне.
Да, на Кавказе есть уважение к старшим. Им уступают места в общественном транспорте, при их появлении в комнате встают, в их присутствии не курят и не выражаются, их всегда готовы выслушать, не перебивая.
Но уважение к возрасту и уважение к мудрости – это разные понятия. Старость не всегда означает мудрость. На Кавказе это давно поняли и не делают подмены понятий.
Когда распадался Советский Союза во многих республиках Северного Кавказа вдруг начали создаваться подобные Советы старейшин. Они порой не ограничивались общественной жизнью, были крайне политизированными и претендовали на свой кусок политического пирога. Но тогда же стало понятно, что никакого позитива на политическом поприще они принести не смогут, и их аккуратно отодвинули в представительские сферы.
Да, у старейшин есть свои функции в традиционном обществе – как правило, в бытовой сфере – свадьбы, похороны. Все то, что делается на уровне семьи и ближайших родственников – до троюродной степени родства. Безусловно, на этом своем уровне старики могут и должны как-то влиять на молодых родственников. У них есть на это и полномочия, и возможности.
И в этом плане можно только поддерживать инициативу власти по использованию и поощрению традиционных общественных институтов.
Но вот как-то выделять их, поднимать над всем остальным обществом – значит, лишать всех тех возможностей влиять на общество, которым обладают они, находясь внутри него.
Типичная картинка, к примеру, на похоронах в Чечне. Во дворе под навесом сидят люди – родственники умершего, соболезнующие. В главе – старики, обязательно - старший в роду, другие старшие родственники умершего. Им в первую очередь и приносят соболезнования, они распоряжаются тем, кто может уже уходить с похорон, а кто должен еще побыть. И так далее. Вот типичная роль старика – быт семьи.
Опять же, если старейшин хотят использовать в том, чтобы они как-то повлияли на «неправильную молодежь», возникает вопрос – а сумеют ли они это сделать? Если под «неправильной» понимаются молодые люди, отошедшие от кавказских традиций, так для них старики «пустой звук» – они не то, что не послушают их, даже не поднимутся при виде. Если речь идет о той молодежи, что «посматривает в лес», так их отличие от «традиционалистов» состоит и в том, что для них главные не семья и не старики, а их амиры. Их они послушают, а дедушку – могут и проигнорировать.
Иначе говоря, хоть каким-то авторитетом старики могут стать лишь для традиционно настроенной молодежи. Но ее и так не нужно воспитывать.