Война в Арцахе (Карабахе), 8-12 октября
К сожалению, война продолжается уже 16 дней и конца ей не видно. Я предполагал, что из перемирия ничего не получится, но не предполагал, что перемирие вообще не будет соблюдаться. Не соблюдается оно Азербайджаном, пытающимся захватить город Гадрут на юге НКР. Поскольку Ильхам Алиев уже объявил о взятии Гадрута, он вынужден доказывать, что не соврал (хотя он врет постоянно). Именно из-за этого волна ненависти в адрес Семена Пегова, оказавшегося в Азербайджане со стороны сторонников азербайджанских властей, угрозы убийства и уголовное дело, заведенное в Азербайджане.
См. также:
- Ситуация на фронте Второй Карабахской войны (7 октября 2020)
- Перемирие. Ненадолго (10 октября 2020)
- Роль России оценили более позитивно; консолидация общества продолжается: новый опрос о войне в Армении (11 октября 2020)
- Жизнь в Ереване во время войны (12 октября 2020)
На протяжении всех последних дней Азербайджан постоянно подвергал Степанакерт обстрелам при помощи кассетных боеприпасов, пытался уничтожить Собор Святого Христа Всеспасителя в Шуши и совершал прочие военные преступления. В Шуши во время обстрела находились мирные граждане, а во время второго обстрела - журналисты. Никакой случайности нет: БПЛА - высокоточное оружие и второй удар был нанесен точно в то же место, куда и первый. И именно когда в церковь вошли журналисты, отслеженные Азербайджаном, операторы БПЛА нанесли удар. Журналист Коц сказал, что даже в Чечне такой жестокости не встречал.
После успешных боевых действий 6-7 октября, Армия обороны НКР оказалась не в состоянии развивать контрнаступление и завершить окружение вражеской группировки на юге, где было сконцентрировано три бригады. Причиной тому стало улучшение погоды. А мы знаем: хорошая погода -> полеты беспилотников, как следствие, Азербайджан оказывается в состоянии наступать. При плохой погоде, армянские бойцы переводят столкновение в битву пехоты и начинают побеждать. См. также: Дроны на службе Азербайджана. Противостояние армий и технологий.
8 октября в Армении журналист Новой Газеты Илья Азар был лишен аккредитации, что расстроило нескольких внешних наблюдателей. Однако в Армении военное положение и было бы странно, если бы оно распространялось только на граждан. В действительности, как я уже говорил, в статье Азара по мирным меркам ничего такого не было: да, настроение у людей, с которыми он говорил, угрюмое, что понятно, учитывая обстрелы и азербайджанскую агрессию. Ну а цифры по погибшим и прочее - "нормальный", слегка панический фон, всегда присущий войне. Я хорошо помню как в Грузии в 2008 году многие считали, что счет погибших грузинских солдат пошел на тысячи, но как оказалось, все далеко не так плохо. Также и тут; работает пропаганда, фейки, распространяются слухи, и многие в это верят. Но в военное время власти сочли это недопустимым и выдворили журналиста. Однако в Азербайджане во-первых на порядок меньшее число иностранных журналистов, а во-вторых, и тех, что есть, постоянно "опекают". Журналист Коммерсанта Кирилл Кривошеев также подтвердил, что подобная опека есть, хотя отнесся к ее наличию с пониманием исходя из нужд войны. Никаких законов о военной пропаганде там принимать не пришлось, режим контроля над информацией и свободой слова и без того более чем жесткий. Могу сказать только то, что с пониманием отнести к режиму секретности можно, если речь идет именно о военной необходимости, но не о тылу, где ограничения вроде как не меньше. Хотя Кривошеев как раз и работает близко к фронту.
9 октября президент Азербайджана Алиев объявил о том, что азербайджанские войска захватили город Гадрут. В Армении это заявление сразу опровергли. В Гадрут приехали военные корреспонденты Семен Пегов и Александр Коц, показавшие, что там нет азербайджанцев. Однако, столкновения в городе и вокруг все же происходили. Оказалось, что азербайджанская армия предприняла диверсию и перебросила 200 пехотинцев через соседние холмы, возможно, в армянской форме, из-за чего их не распознали в самом начале. Потом они принялись стрелять во всех направлениях, убив мирных жителей, а также пытались поднять флаг над городской администрацией, что не удалось. Местное ополчение, включая мэра города, отбивались до прибытия карабахского спецназа и снайперов, выбивших диверсантов из города. Диверсанты рассредоточились по округе, однако попыток взять город не прекратили.
9 октября в Москве начались переговоры министров иностранных дел России (Лаврова), Армении (Мнацаканяна) и Азербайджана (Байрамова). По итогам 11 часов переговоров, стороны согласовали лишь короткое совместное коммюнике из 4 пунктов. 10 октября с 12:00 начался режим прекращения огня, в ходе которого стороны должны были произвести обмен телами, военнопленными и др. удерживаемыми лицами при посредничестве Международного красного креста. Стороны также объявили о переходе к субстантивным переговорам и подчеркнули неизменность формата переговорного процесса, что активно пыталась сломать Турция.
Но режим прекращения огня, как и ожидалось, не продлился долго. Непосредственно перед его началом, по территории Республики Армения (село Арцваник, недалеко от Капана) был нанесен удар со стороны Азербайджана, но и после него перемирие не соблюдалось: азербайджанцы пытались оккупировать территорию Гадрута и близлежащих армянских сел. Села Цор и Баназур находятся на линии противостояния; по одним сообщениям они уже под контролем азербайджанских сел, по другим - армянских. Возможно, там нет контроля ни у одной из армий.
Действия Азербайджана наглядно демонстрируют, что нет никакой разницы между "7 районами" и бывшей НКАО: Азербайджан атакует Мартакерт и Гадрут, а также Физули и Джебраил. И Ильхам Алиев заявлял, что хочет захватить весь Арцах, а не 7 районов вокруг бывшей НКАО.
11 октября произошел ряд взаимных обстрелов. Были обстреляны Степанакерт и Шуши, а также Гянджа. Гянджа была обстреляна во второй раз, а Степанакерт подвергается обстрелам по 30 раз в день. Но Азербайджан пытается раздуть этот отдельный факт как некое отдельно стоящее событие. И Арцаху, и Азербайджану, надо неформально согласиться прекратить обстрелы жилых домов и гражданской инфраструктуры, но такое соглашение будет действовать только если будет двусторонним и если оно будет соблюдаться.
Сравнительно тихо было в городах в зоне конфликта лишь 12 октября, когда режим прекращения огня не нарушался полностью, а лишь частично. 12 октября Азербайджан продемонстрировал видеозаписи из села Горадиз, а также Матагиса, для того, чтобы подтвердить контроль над этими населенными пунктами. Спикер минобороны Армении опроверг эту информацию, заявив, что ни Талиш, ни Матагис не находятся под контролем Азербайджана. Разобраться в этом довольно трудно, но, скорее всего, бои за эти населенные пункты не окончатся быстро.
В последние дни свидетельства о переброске террористов из Сирии и Ливии в Азербайджан для войны против армян стали поступать не только с мест их исходного нахождения, но и уже с территории Карабаха. Одна из видеозаписей впоследствии была идентифицирована, это место в селе Марджан, еще одна - на границе Армении и Ирана, а также прослушка разговора террористов между собой. На самом деле свидетельств куда больше, я просто привел те, что пришли на память. Вчера SOHR объявила, что число погибших сирийцев достигло 107. Число боевиков, переброшенных в Карабах к 11 октября составило более 1450 человек. Сначала прибыло 320 человек, потом 530, потом еще 380, и в конце еще 250. Судя по видеозаписям и радиоперехватам, это в основном именно арабы, а не туркоманы, причем многие из них сами удивлены, что воюют за шиитов. См. О переброске боевиков из Сирии и Ливии в Азербайджан.
13 октября бои за Гадрут продолжатся, поскольку Азербайджан перебрасывает силы из Джебраила на север с целью захватить этот райцентр и еще раз продемонстрировать церемонию водружения флага. Армянские силы будут действовать исходя из военной, а не политической целесообразности и будут беречь людей в первую очередь, поскольку для АО НКР важнее результат войны, а не текущая обстановка на поле боя. Однако ситуация все же является тяжелой, как уже признал и спикер МО Армении. Азербайджан продвинулся довольно глубоко и, хотя взломать оборону армянских сил у него не удается, но с помощью беспилотников, артиллерии и иностранных боевиков получается ее прогрызать шаг за шагом. Армении и НКР необходимо срочно найти противоядие от БПЛА, иначе характер боев прошлых дней не изменится и АО НКР окажется в затруднительном положении.
В Азербайджане продолжают распространять карты, где Азербайджан занял большую часть территории НКР или продвинулся в том или ином направлении, что часто не подтверждается фактами. Но не всегда: я уже упомянул видеозапись из Горадиза и Матагиса (вопрос, конечно, когда они были сделаны). См. также: Фальшивая картография войны - Азербайджан. Но поскольку многим это интересно, я посмотрел, какие карты сейчас распространяются нейтральными наблюдателями. Сравнительно адекватная карта на 12 октября была составлена Егором Провоторовым из РИА ФАН.
Но и она не совсем точная, поскольку составители не очень хорошо знакомы с географией региона. К примеру, здесь как занятая азербайджанскими силами отмечена почти половина всего Мартакертского района, что, разумеется, не так. Села Талыш, Матагис и окрестности - это укрепрайон, и имеют стратегическую важность, но их территориальная протяженность куда меньше. На юге также есть неточности, под армянским контролем указан Горадиз, а под азербайджанским - территории к югу от Джракана/Джебраила.