Дебаты о закупках вооружения и финансировании армии в Армении
В предвыборный период в Армении вновь обострились разговоры о том, кто и как финансировал армию. Как и в случае с большинством остальных тематик, это из кармана достали действующие власти, которым надо как-то оправдаться за свой катастрофический провал прошлой осенью. Они заявляют, что при них больше всего финансировалась армия, что на вооружение в Армении было потрачено за последние 10 лет 398 миллионов долларов, из которых большая часть – при них. Поэтому, какие-то показатели выросли, например в 30 раз. А поэтому, претензии к ним не по адресу, ибо именно они развивали армию.
Конечно же, это смешно для любого человека, знакомого с ситуацией не понаслышке. Во-первых, неверно цитируется источник. По данным СИПРИ ситуация не совсем такая, как сказал Пашинян – то есть не 63% за 10 лет импортировали с 2018 года, а 55%. Но главное – не это. А то, что все, что он сказал – чистая манипуляция, если не ложь.
Таблица 1. Импорт вооружения в Армению по странам, БД Стокгольмского института исследования проблем мира
Итак, выше представлены данные СИПРИ по импорту вооружений в Армению за последние годы. Стоит учитывать, что это не импорт в долларах, а данные с определенным коэффициентом, так что их напрямую сравнивать нельзя. Также стоит учитывать, что доллар каждый год дешевел, и 100 долларов 2010 года и 100 долларов 2019 года имели разную стоимость. Еще важнее то, что это официальные данные, заявленные сторонами, тогда как большая часть таких закупок производилась до «бархатной революции» неформально. Например, судя по всему, уже в конце 2015 года в Армении были «Искандеры», которые потом были показаны на параде 2016 года, а переговоры по ним шли еще с 2015 года, когда было заключено соглашение о поставках вооружения на 200 млн долл. по российскому кредиту, который потом расширился. В действительности, рыночная стоимость С-300 составляет 250 млн долл., Искандеры еще дороже (вообще не имеют рыночной цены). Армения это оружие закупала по сниженной цене. А номинал закупок был куда как шире, но большая часть закупок из России не отражена в данных SIPRI.
Все соглашения о поставках вооружения были заключены еще до 2018 года, после лишь выполнялись, и то не полностью, в сильно урезанном и извращенном виде. В частности, по данным SIPRI большая часть расходов в 2019 году – 190 миллионов долларов – ушла на авиацию, то есть те самые Су-30, которые армии были не нужны, были поставлены без боеприпасов и в войне не были задействованы. Если же и их исключить, то за период Пашиняна остается лишь 58 млн долларов на ПВО и ракеты, причем из ПВО – были ранее запланированные закупки ТОРов, а также мусорные «Осы», купленные в Иордании, которые были уничтожены в первый же день.
Таблица 2. Импорт вооружения в Армению по типам вооружения, БД Стокгольмского института исследования проблем мира
На самом деле Пашинян отменил программу перевооружения армии на 2018-2024 годы, принятую 17 февраля 2018 года. По этой программе планировалось (и уже в большинстве случаев были заключены контракты) на закупку дронов, маскировочных сетей, ложных целей, ПВО и многого другого. Взглянем на исполнение государственного бюджета в 2018 году.
Таблица 3. Расходы бюджета Армении в 2017-8 гг. См. строку 02. Оборона.
Как мы видим, в 2018 году военный бюджет заметно сократился и многие расходы, предусмотренные на этот год, не были исполнены. В 2019 году на этом фоне военные расходы выросли, и, естественно выросли в 2020 году ввиду боевых действий (в текущих ценах на 25.1% к предыдущему году). Но по проекту госбюджета на 2020 год такой рост не был предусмотрен: О бюджете Армении на 2020 год (4 ноября 2019), было предусмотрено сокращение военного бюджета, а чтобы это не было заметно, приводились сравнения с 2018 годом. По среднесрочной программе расходов госбюджета на 2018-2020 гг., предполагался ежегодный рост оборонных расходов примерно на 15%. В действительности, в сопоставимых ценах и в 2018, и по проекту 2020 года военные расходы оказались бы меньше, чем в 2017 году, а в 2019 году превысили бы их на примерно 1-1.5%. Действительные военные расходы за 2020 год приблизились к 800 млн долл.
Но это – формальные военные расходы. Вплоть до 2015 года большая часть расходов была неформальной. В 2011, 2012 и 2015 гг. Армения получила серьезные поставки оружия от российских партнеров, в первую очередь, неформально, и это почти нигде не фигурировало. В самой России это оружие было зачастую списано, но большая часть его была работающей, остальное – ушло на запчасти. Эти поставки вообще невозможно перевести в финансы и тем более сравнивать с расходами за 2019 год. Есть оценки, что это соразмерно миллиарду долларов, но в действительности сколько все это стоило невозможно сказать, а Армения заплатила лишь цену лома и транспортировки. Здесь надо оговорить, что качество этих боеприпасов, а также их сохранность уже на складах в Армении, были не самого высшего уровня - по разным оценкам до 40% не сработали во время войны. Однако запасы были очень большими, что позволило по-серьезному не испытывать снарядного голода на протяжении войны, хотя азербайджанский военный бюджет был больше армянского примерно на порядок на протяжении десяти лет.
Помимо бронетехники, ракет и боеприпасов, были и артиллерийские установки и ПВО, но в детали этого я входить не хочу, поскольку не специалист и говорю именно о финансовой стороне. Этого все равно не было достаточно для эффективного сдерживания Азербайджана, поскольку там производились колоссальные расходы до 4 миллиардов долларов ежегодно (многие из них были неэффективными), откуда до половины шло на закупки, но и армянские расходы, даже формальные, напрямую с этим сравнивать нельзя. Например, по российским кредитам Армения получала вооружение по внутренним ценам, а Азербайджан по международным. К тому же, у Азербайджана был значительный коррупционный компонент (на порядки больше, чем в Армении) и бессистемная закупка оружия, часто плохо совместимого (особенно до 2015 года, когда за дело взялись турки, израильтяне и россияне, оптимизировавшие им закупочную номенклатуру).
Пашинян очень любит говорить о домах и джипах генералов, но если уж настолько углубляться в популизм, то продуктивнее будет посмотреть на премии и доплаты, которые Пашинян выплачивал своим депутатам и части сотрудников госаппарата ежемесячно, особенно, руководящему составу. Эта сумма за 3 года составила 220 миллионов долларов, что сравнимо со всеми закупками вооружений при Пашиняне, включая уже запланированные, включая потерянные 190 млн долл., потраченные на Су-30.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что Пашинян ничего для армии не сделал и наносил только вред. Может показаться, что это односторонняя статья. Да, именно это я и пытаюсь сказать. Если ситуация однозначная, то и анализ ее должен быть таковым. Если в прошлом так или иначе вопросы обороны решались, то при Пашиняне армию начали ассоциировать с «майкой и трусиками для призывников», резко увеличили расходы на питание, причем не на качество питания, а на формат обслуживания – гражданские столовые были введены в армию (надо ли говорить, что в этом был серьезный коррупционный компонент?), из-за чего нарушился дневной график солдат, а также клубнику начали поставлять в армию и представлять это как какое-то достижение. Про управляемость и пр. вопросы в армии – поговорим отдельно, но и там влияние было очень большим и крайне негативным.