RSSПолитическая география Южного Кавказа

Почему Армения признала Палестину?

15:50, 23 июня 2024

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

***

21 июня МИД Армении объявил о признании Палестинского государства. Заявление не очень длинное, так что приведу его полностью:

Катастрофическая гуманитарная ситуация в секторе Газа и продолжающийся военный конфликт сегодня являются одними из первоочередных вопросов международной политической повестки, требующих урегулирования. Республика Армения категорически отвергает нападения на гражданские инфраструктуры, насилие в отношении гражданского населения, захват заложников и пленение гражданских лиц во время вооруженного конфликта, а также присоединяется к требованиям международного сообщества об их освобождении без предусловий.

Республика Армения присоединилась к резолюциям Генеральной Ассамблеи ООН, призывающим к немедленному прекращению огня в секторе Газа. Более того, Республика Армения искренне заинтересована в установлении мира и стабильности на Ближнем Востоке, долгосрочного мира между еврейским и палестинским народами. На различных международных площадках мы всегда выступали за мирное и всеобъемлющее урегулирование палестинского вопроса и продолжаем поддерживать решение израильско-палестинского конфликта на основе принципа «двух государств». Мы убеждены, что это единственный способ гарантировать, что палестинцы и израильтяне смогут воплотить в жизнь свои легитимные устремления.

На основании вышеизложенного Республика Армения подтверждает свою приверженность международному праву, принципам равенства, суверенитета и мирного сосуществования народов и признает Государство Палестина.

Таким образом, Армения стала одной из 147 стран-членов ООН, признавших Палестину как независимое государство. Однако это решение вызвало ряд вопросов в обществе и обсуждения вне страны.

Начнем с ряда вводных, которые описывают контекст этого признания.

 

Внутренняя политика и институты

1. В обществе не было дискуссии, власти эту тему не поднимали, тема палестино-израильского конфликта не имела актуальности в Армении. Объявление о признании стало полной неожиданностью; не имело никакого продолжения и не продолжает никакой процесс.

2. Признание другого образования как государства, обычно предполагает не публикацию пресс-релиза, а правовой и политический процесс, завершающийся установлением дипломатических отношений. В случае с государствами, границы которых оспариваются, нередко даются дополнительные пояснения относительно того, в какой форме и конфигурации данное государство признается. В Армении ничего такого не было. Признание может сделать либо глава государства (в Армении формальный глава государства – президент, а глава исполнительной власти – премьер-министр), либо парламент, в результате соответствующей резолюции. Какого-либо голосования тоже не было.

3. С каких пор действующие власти Армении стали такими человеколюбивыми, что признание государства стали обуславливать нарушениями прав человека? Во-первых, они массово и с удовольствием нарушают их здесь, в Армении, во-вторых, они были слепы и глухи к арцахским армянам, где Азербайджан проводил политику геноцида и этнической чистки, и не признали Арцах, напротив, нарушили все уставные законы Армении в своей политике в отношении Арцаха. Но Палестина – это другое. С какой стати?

4. Учитывая все вышесказанное, понятно, что признание независимости Палестины проходило в рамках непубличного процесса, связанного не с внутриполитическими процессами, а с внешнеполитическими процессами.

 

Внешняя политика

Внешнеполитический контекст Армении на сегодня таков:

а. Идет стремительное сворачивание всех форматов сотрудничества с Россией, а также в рамках евразийских интеграционных объединений, в первую очередь в сфере безопасности. В этом контексте Пашинян фактически разорвал отношения с Беларусью.

б. Идет ограниченное наращивание отношений с Западом в сфере безопасности, но очень интенсивное – в политической и публичной плоскости. Чаще всего говорится о Франции, но реально на уровне принятия решений работа идет с англо-американскими спецслужбами и внешнеполитическими ведомствами, где контакты проходят практически без перерыва. Ничего подобного с Францией нет.

в. Быстро растет уровень отношений с Индией и куда медленнее – с Китаем. С Ираном рост уровня отношений есть, но гораздо медленнее, чем того хотели бы в Тегеране. С арабскими странами отношения довольно стабильны и ограничиваются экономической сферой.

г. Идет не только нормализация, но даже уже подчинение Армении во внешнеполитической сфере Турции, что происходит в координации с англо-американским влиянием (французское толкало бы в обратную сторону). Безуспешная нормализация отношений с Азербайджаном путем односторонних уступок проводится также в координации с Турцией, что сопровождается также все более интенсивными политическими контактами при посредничестве Вашингтона и Брюсселя.

***

Попытаемся суммировать вышесказанное. Если смотреть на евразийский контекст, то страны ОДКБ поддерживают Палестину, так что разрыв с ними не должен толкать Армению в сторону признания Палестины, а скорее в противоположную сторону. Отношения с США, Францией и Великобританией, также не должны приводить Армению к поддержке Палестины – сами эти страны скорее поддерживают Израиль. Особенно это касается США, уже политика Британии в этом отношении куда менее однозначная. Более того, и в США есть серьезная оппозиция поддержке Израиля, в том числе в правящих кругах. Однако пока, в том числе в контексте выборов, поддержка Израиля остается твердой, поэтому представить себе, чтобы американцы попросили Пашиняна признать Палестину крайне трудно. В Европе позиция обществ по поводу Палестины и Израиля не сильно отличается и в большинстве стран примерно одинаковая, в том числе различия между Францией и Великобританией несущественны. Также стоит отметить, что везде в этих странах есть разница: молодое поколение более пропалестинское, а старшее – более произраильское (Франция, Италия, Германия). В Великобритании разрыв особенно большой, включая распространение радикальных антиизраильских настроений. Это многое говорит о будущих тенденциях политики, но вряд ли политику Великобритании можно считать пропалестинской.

В паре Индия-Китай, именно Китай поддерживает Палестину, Индия же склоняется к поддержке Израиля. Армения, активно развивающая отношения с Индией, не могла их улучшить признанием Палестины. Что же касается Ирана, то свидетельств координации внешней политики такого уровня просто не видно.

А вот случай с Турцией куда интереснее. 18 июня Пашинян провел с Эрдоганом телефонный разговор, где в числе прочего обсуждались последние тенденции в региональной и международной политике. Объявление о признании Палестины публикуется МИДом Армении 21 июня. Почти мгновенно МИД Турции публикует заявление: «Мы рады, что Армения, вслед за такими странами, как Испания, Ирландия, Норвегия и Словения, решила признать государство Палестина… Турция будет продолжать свои усилия, чтобы привлечь больше стран к признанию Палестины».

Также, 21 июня на это признание отреагировал председатель Палестинской автономии Махмуд Аббас, в тот же день вице-премьер Иордании Айман аль-Сафади позвонил Арарату Мирзояну и поблагодарил за признание Палестины (Иордания также фактически является палестинским государством). В дальнейшем Ирак, Оман, Саудовская Аравия и ряд других арабских стран тоже поприветствовали решение Армении. Иран никак не отреагировал на этот акт Армении.

Таким образом, признание Палестины должно было произойти либо в консультации с арабскими странами, либо в консультации с Турцией. Все причины предполагать именно турецкую версию. Эту версию поддерживает также турецкая журналиста Амберин Заман. Ни одно публичное лицо из представителей действующих властей Армении не прокомментировало это признание, так что действительно нет никакого понимания «о чем это» из первых рук. Так что речь идет о каком-то непубличном и непрозрачном политическом процессе. В данном случае первый подозреваемый – это политика «нормализации» с Турцией. И неудивительно, что МИД Турции специально акцентировал внимание на этом, одно из трех предложений - это как раз о том, что Турция "будет продолжать" усилия по признанию Палестины третьими странами. Так косвенно Турция сообщает, что и это признание - результат ее усилий.